Рабочая программа по музыке 6 класс
№ |
Тематическое планирование |
Содержание темы |
Характеристика учебной деятельности |
Ценност- ные ориен- тиры содер- жания темы |
Личностные, метапредметные и пред метные результаты |
Материаль-но-техничес-кое обес-печение |
1 |
Удивительный мир музыкальных образов. Интонация как носитель смысла в музыке. Разнообразие вокальной музыки. |
Что роднит музыкальную и разговорную речь? (Интонация.) Мелодия - душа музыки. Музыкальный образ -это живое обобщенное представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях. Классификация музыкальных жанров: вокальная и инструментальная музыка |
Различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки. Характеризовать музыкальные произведения (фрагменты). Определять жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы. Наблюдать за развитием музыкальных образов. Анализировать приемы взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений. Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений. Разыгрывать народные песни. Участвовать в коллективных играх-драматизациях. Участвовать в коллективной деятельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций. Инсценировать песни, фрагменты опер, спектаклей. Воплощать в различных видах музыкально-творческой деятельности знакомые литературные и зрительные образы. Называть отдельных выдающихся отечественных и зарубежных исполнителей, включая музыкальные коллективы, и др. Ориентироваться в составе исполнителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопровождения. Воспринимать и определять разновидности хоровых коллективов по манере исполнения. Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора. Раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства. Принимать участие в создании танцевальных и вокальных композиций в джазовом стиле. Выполнять инструментовку мелодий (фраз) на основе простейших приемов аранжировки музыки на элементарных и электронных инструментах. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере). Приводить примеры преобразующего влияния музыки. Сотрудничать со сверстниками в процессе исполнения классических и современных музыкальных произведений (инструментальных, вокальных, театральных и т. п.). Исполнять музыку, передавая ее художественный смысл. Оценивать и корректировать собственную музыкально-творческую деятельность. Исполнять отдельные образцы народного музыкального творчества своей республики, края, региона. Подбирать простейший аккомпанемент в соответствии с жанровой основой произведения. Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся исполнителей и композиторов. Участвовать в разработке и воплощении сценариев народных праздников, игр, обрядов, действ. Находить информацию о наиболее значительных явлениях музыкальной жизни в стране и за ее пределами. Подбирать музыку для проведения дискотеки в классе, школе и т. п. Составлять отзывы о посещении концертов, музыкально-театральных спектаклей и др. Выполнять задания из творческой тетради. Защищать творческие исследовательские проекты (вне сетки часов) |
-Эмоционально-образ-ное восприятие музыки;
- Овладение различными видами музыкально-творческой деятельности (сочинение, ритмическая и мелоди-ческая импро визация, дирижирование, интони рова ние, чтение с листа, опре-деление на слух…)
- Приоб рете-ние знаний и умений
- Овладение универсальными учебными действиями. |
Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учеб-ному матери-алу; - чувства прекрасного и эстетического; -эмпатия, как понимание чувств и со-переживание; -чувство прекрасного и эстетические чувства на основе зна-комства с музыкальной культурой; - ценить оте-чественные, народные му-зыкальные традиции - развитие мотива учебной деятельности и личностного смысла учения Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу; Познаватель-ные: -размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека; -сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки; Коммуникативные: - выражать своё отношение к музыкальному произведению- Метапредметные: - уметь планировать, контролировать и оценивать свои действия, - уметь определять и использовать наиболее эффективные способы достижения результата, - уметь общаться и взаимодействовать со сверстниками в работе, - уметь позитивно оценить свои музыкально-творческие способности, - уметь логически сравнивать, анализировать, обобщать , - уметь осуществлять нформационную, познавательную и практическую деятельность с помощью различные средств информации и коммуникаций (пособия на электронных носителях, мультимедийные презентации, работа с интерактивной доской…) Предметные: -уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности -уметь выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы; -знать об истоках происхождения музыки; -уметь различать характер музыки, определять и сравнивать характер музыки, настроение. -знать смысл понятий: гамма, тональность, диез, бемоль, бекар, регистр, октава, интервалы, ритмические длительности, четверть, восьмые, половинная, целая., размеры, такт, штиль, штрихи, динамика… -уметь ориентироваться в многообразии музыкальных жанров -уметь определять на слух основные жанры музыки, ноты, ступени. : |
Книгопечат ная продукция: -
Сборники песен и хоров;
В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр Музыкальное искусство. Методическое пособие для учителя: 6 класс– - М.:Вентана-Граф, 2009; Методические журналы по искусству; Книги о музыке, музыкантах, научно-популярная литература по искусству, справочные пособия, энциклопедии; Таблицы музыкальных инструментов, портреты композиторов и исполнителей Атласы музыкальных инструментов; Карточки с признаками характера звучания, с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств, с обозначением исполнительских средств выразительности; Цифровые образовательные ресурсы: Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке; Общепользо вательские цифровые инструменты учебной деятельности; Экранно-звуковые пособия: Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке; Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов; Видеофильмы, с записью фрагментов из оперных и балетных спектаклей, выступлений выдающихся исполнителей. Слайды: произведения пластических искусств различных исторических стилей и направлений, эскизы декораций к музыкально-театральным спектаклям, изображения музыкантов, играющих на различных инструментах, фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры.
Учебно-практическое оборудование: Музыкальные инструменты: рояль, клавишный синтезатор Комплект детских музыкальных инструментов: бубен, барабан, треугольник, румба, маракасы, кастаньеты, металлофоны, ксилофоны. Народные инструменты: ложки, свистульки, трещотки и др. Расходные материалы: нотная бумага, фломастеры, цветные мелки; Персональный компьютер; Медиапро ектор |
2 |
Образы романсов и песен русских композиторов. Разнообразие вокальной музыки. |
Расширение представлений о жанре романса. Взаимосвязь разговорных и музыкальных интонаций в романсах. Триединство «композитор - исполнитель - слушатель» |
||||
3 |
Два музыкальных посвящения. Особенности проявления романтизма в русской музыке. |
Знакомство с шедеврами: вокальной музыки - романсом «Я помню чудное мгновенье»; инструментальной музыки - «Вальсом-фантазией». Своеобразие почерка композитора М. Глинки |
||||
4 |
Портрет в музыке и живописи. Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве М.И.Глинки. |
Романс «Я помню чудное мгновенье» и «Вальс-фантазия» М. И. Глинки. Влияние формы и приемов развития на отражение содержания этих сочинений. Портрет в музыке и изобразительном искусстве |
||||
5 |
«Уноси мое сердце в звенящую даль...». Жанры светской музыки – романс. Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве – Рахманинов. |
Жизнь и творчество С. В. Рахманинова. Знакомство с миром образов музыки композитора на примере романса «Сирень». Роль мелодии и аккомпанемента. Исполнительские интерпретации |
||||
6 |
Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве – С.Рахманинова. |
Жизнь и творчество Ф. И. Шаляпина. Мастерство исполнителя и мир музыкальных образов. Сопоставление образов музыки и изобразительного искусства. Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве – С.Рахманинова. |
||||
7 |
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Фольклор как часть общей культуры народа. Образцы песенной и инструментальной народной музыки. |
Поэтизация быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов - старинной русской свадьбы (в том числе включенной в оперный жанр) |
||||
8 |
Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. Выдающиеся исполнители русские и зарубежные: Шаляпин, Карузо. |
Знакомство с вокальным стилем бельканто. Освоение вокального и инструментального жанров -баркаролы (песни на воде). Знакомство с выдающимися именами исполнителей бельканто, отечественными и зарубежными. Шаляпин, Карузо. |
||||
9 |
Мир старинной песни. Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других народов мира. |
Знакомство с жизнью и творчеством Ф. Шуберта. Освоение нового вокального жанра -баллады. Выявление средств выразительности разных видов искусства (литературного, музыкального и изобразительного) в создании единого образа |
||||
10 |
Народное искусство Древней Руси. Специфика русской народной музыкальной культуры и ее основные жанры. |
Особенности развития народной музыки Древней Руси. Связи русского музыкального фольклора с жизнью человека. Роль музыки в народных праздниках. ( скоморо- хи - странствующие актеры. Жанры и формы народной музыки. Музыкаль ный язык, инструменты, современные исполнители народных песен. Специфика русской народной музыкальной культуры и ее основные жанры (обрядовые песни, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки). |
||||
11 |
Русская духовная музыка. Духовная музыка в эпоху средневековья: знаменный распев. Духовная и светская музыкальная культура 17-18 вв. Основные жанры профессиональной музыки: кант, партесный концерт, хоровой концерт. |
Особенности развития духовной (церковной) музыки в Древней Руси в историческом контексте (от знаменного распева до партесного пения). Различные жанры церковного пения. Знакомство с новым жанром - хоровым концертом. Знакомство с жизнью и творчеством М. С. Березовского |
||||
12 |
В. Г. Кикта. «Фрески Софии Киевской». Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. |
Углубленное знакомство с концертной симфонией В. Кикты «Фрески Софии Киевской». Собор Святой Софии – фрески. |
||||
13 |
Симфония «Перезвоны» В. Гаврилина. Молитва. Разнообразие вокально – инструментальной музыки. |
Углубление знакомства с хоровой симфонией-действом «Перезвоны» В. Гаврилина. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов. Выявление глубоких связей композиторской музыки с народным творчеством |
||||
14 |
«Небесное и земное» в музыке И. С. Баха Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни – вечности духа и кратковременности земной жизни в творчестве И.Баха. |
Мир музыки И. С. Баха: светское и церковное искусство. Особенности полифонического изложения музыки, стиля барокко, жанров токкаты, фуги, хорала |
||||
15 |
Образы скорби и печали. Образцы духовной музыки: реквием. Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни – жизни и смерти в творчестве Моцарта (реквием). |
Углубление понимания языка западноевропейской музыки на примере кантаты, реквиема В.Моцарта. |
||||
16 |
Фортуна правит миром. Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов отечественной направленности – К.Орф. |
Знакомство с кантатой К. Орфа «Кармина бурана»: историей создания, замыслом, литературным источником, музыкальным языком, партиями оркестра и вокальными партиями. |
||||
17 |
Авторская песня: прошлое и настоящее. Средневековая духовная музыка западноевропейской традиции: Григорианский хорал. |
История развития авторской песни от Средневековья и до нашего времени. Жанры, особенности и исполнители авторской песни. |
||||
18 |
Джаз - искусство XX века. Джаз (Луи Армстронг, Л.Утесов), Спиричуэл, блюз (Э.Фицджеральд). Развитие традиций.
|
История развития джазовой музыки, ее истоки (спиричуэл, блюз). Джазовые импровизации и обработки. Взаимодействие легкой и серьезной музыки (рок-музыка и симфоджаз) |
||||
19 |
Мир образов камерной и симфонической музыки Вечные темы искусства и жизни. |
Единая основа всех искусств - жизнь. Виды музыкальных произведений по способу исполнения (вокальные, инструментальные) и условиям исполнения и восприятия (камерные, симфонические). Программная музыка. Принципы музыкального развития (повтор, контраст, вариационностъ) |
||||
20 |
Могучее царство Ф. Шопена. Отличительные черты творчества композиторов – романтиков – Ф. Шопен. Жанры светской музыки: камерная инструментальная (прелюдия, ноктюрн…) |
Творческий облик Ф. Шопена, широта его взглядов на мир. Истоки творчества композитора. Контраст музыкальных образов, воплощенных в различных жанрах фортепианной миниатюры (прелюдиях, вальсах, мазурках, полонезах, этюдах). Инструментальная баллада - жанр романтического искусства |
||||
21 |
Ночной пейзаж. Жанры светской музыки: камерная инструментальная (прелюдия, ноктюрн…) |
Жанр камерной музыки - ноктюрн. Образы «ночной музыки». Музыка - выражение личных чувств композитора. Картинная галерея |
||||
22 |
Инструментальный концерт. Особенности музыки эпохи Возрождения и Барокко. Творчество И.С.Баха. В музыкальном театре. |
Зарождение и развитие жанра камерной музыки - инструментального концерта. Различные виды концерта, программная музыка. А. Вивальди «Весна» (из цикла «Времена года»). И. С. Бах «Итальянский концерт». Особенности стиля барокко |
||||
23 |
Космический пейзаж. |
Знакомство учащихся с новым «звуковым миром» через произведения Ч. Айвза «Космический пейзаж» и Э. Н. Артемьева «Мозаика». Мир космических образов. Выразительные возможности электромузыкальных инструментов (синтезатора). Картинная галерея |
||||
24-26 |
Образы симфонической музыки. Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов отечественной направленности – Свиридов. |
Образы симфонической музыки. Знакомство с музыкальными иллюстрациями Г. В. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель», «Время, вперед». Широкие связи музыки и литературы. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стиль композитора Г. В. Свиридова |
||||
27 |
Симфоническое развитие музыкальных образов. Возможности воплощения музыкального образа и его развития в различных музыкальных формах – сюиты, сонатно-симфонический цикл, двухчастной, трехчастной, вариации, рондо. |
Основной принцип музыкального развития - сходство и различие. Основной прием симфонического развития музыки - контраст. Построение музыкальной формы (вариации, сонатная форма). Жанры симфония, сюита; чувство стиля и мир образов музыки композитора на примере Симфонии № 40 В. А. Моцарта и оркестровой сюиты №41 («Моцартиана») П. И. Чайковского |
||||
28 |
Программная увертюра Л. Ванн Бетховена «Эгмонт». Характерные черты индивидуального творчества выдающихся композиторов прошлого – Бетховен. Классицизм и романтизм в западноевропейской музыке. Особенности венской классической школы – Бетховен. |
Знакомство с жанром программной увертюры на примере увертюры Л. ван Бетховена «Эгмонт». Сонатная форма. Мир героических образов увертюры «Эгмонт» |
||||
29 |
Увертюра-фантазия II. И. Чайковского «Ромео и Джульетта». Стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве – Чайковский. |
продолжение знакомство с жанром программной увертюры на примере увертюры-фантазии П. И. Чайковского «Ромео Джульетта». Сонатная форма. Мир драматических образов увертюры-фантазии (Ромео, Джульетта и др.) |
||||
30-33 |
Мир музыкального театра. Всемирно известные театры оперы и балета: Большой театр (Москва), Мариинский театр (С-П), Ла Скала (Милан), Гранд-опера (Париж), Метрополитен – опера (Нью-Йорк). Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни – любви и ненависти в различных трактовках трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта» |
Интерпретация литературного произведения (трагедии «Ромео и Джульетта») в музыкально-театральных жанрах: балете С. С. Прокофьева «Ромео и Джульетта», мюзикле Л. Бернстайн «Вестсайдская история», опере К. В. Глюка, рок-опере А. Б. Журбина «Орфей и Эвридика».Взаимодействие слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, «легкой» и серьезной музыки |
||||
34 - 35 |
Образы киномузыки. Музыка в театре и кино. Творчество отечественных композиторов-песенников, ставшее «Музыкальным символом» своего времени (Дунаевский, Александров) Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни – любви и ненависти в различных трактовках трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»
|
Продолжение воплощения сюжета трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта» в киномузыке (Л. Берн-стайн, Н. Рот). Обобщение знаний о различных жанрах музыки в фильмах отечественного кинематографа
|