УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ЕКАТЕРИНБУРГА
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
о результатах педагогической деятельности
претендента на участие в региональном этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России»
ИСПОЛНИТЕЛЬ:
Александрова Ульяна Викторовна,
учитель музыки
высшей квалификационной категории
МАОУ СОШ №32
Чкаловского района
г. Екатеринбурга
Екатеринбург
2015
Система современного образования ведёт к смене приоритетов в деятельности учителя: не выдать готовые знания, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика. Предметы музыкального цикла сегодня детьми воспринимаются очень неоднозначно: предмет «Музыка» как скучное пение, «Теория музыкального искусства» - сложный, неинтересный предмет. В связи с этим мною была пересмотрена методика преподавания в школе предметов «Музыка», «Теория музыкального искусства», и это помогло определиться с методической темой, работа над которой осуществляется на протяжении 2011 – 2014 уч. г. Методическая тема: «Активизация внимания младших школьников на уроках музыки и теории музыкального искусства посредством использования информационно-компьютерных технологий».
Информационно-коммуникативные технологии становятся одними из наиболее актуальных в современной школе. Обращение к ним обусловлено не только глобальной технологизацией всего мира, но и образовательного пространства в частности. Много внимания им уделено и в ряде нормативно-правовых актов РФ:
- Закон "Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
- Распоряжение Правительства РФ №1507-р от 07.09.2010 «О плане действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897.
Осознавая важность этого направления, я поставила перед собой следующие задачи:
- Обновить содержание предметов музыкально-эстетического цикла (Теория музыкального искусства, Музыка и МХК) согласно новым требованиям ФГОС;
- Определить современные образовательные технологии, обеспечивающие формирование условий для творческого развития и самореализации учащихся (не только информационно-коммуникационные);
- Обеспечить повышение качества успеваемости;
- Повысить собственный уровень профессиональной компетентности.
Они полностью соответствуют общей стратегии развития школы, в которой ведется преподавание - МАОУ СОШ № 32 с углубленным изучением отдельных предметов (литература, ИЗО, музыка, МХК), ставшей в 2012 году базовой инновационной площадкой Уральского отделения Российской Академии Образования по теме «Использование современных образовательных технологий для развития творческой активности учащихся в условиях школы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла».
Осознавая важность этого направления,возник проект «Формирование условий для развития творческой активности учащихся в условиях предметов музыкально-эстетического цикла».
Целью проекта является создание благоприятных условий, способствующих развитию творческой активности и самореализации каждого ребёнка на предметах музыкально-эстетического цикла (музыка, ТМИ и МХК).
Проект ориентирован на приоритетные направления в образовании Российской Федерации: новые образовательные стандарты, экспериментальную и инновационную деятельность, повышение эффективности образования, здоровьесберегающий фактор, саморазвитие педагога.
Конечный результат, ожидаемый от реализации проекта:
Обновление содержания по предметам: музыка, МХК, ТМИ |
|
Повышение уровня профессиональной компетентности |
|
Повышение качества образования |
|
Для реализации собственных задач и работы в русле развития школы мною наиболее часто использовались следующие педагогические технологии:
- Информационно-коммуникационные, позволяющие учащимся с интересом учиться, находить источники информации; воспитывают самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивают дисциплину интеллектуальной деятельности;
- Игровые технологии, обеспечивающие личностно-деятельный характер усвоения знаний, навыков и умений. Они направлены на самостоятельную познавательную деятельность, на поиск, обработку, усвоение учебной информации. Это один из самых деятельных методов вовлечения обучаемых в творческую деятельность;
- Дифференцированное обучение, обеспечивающее создание оптимальных условий для развития интересов и способностей, усвоение программного материала на различных планируемых уровнях;
- Проблемное обучение, развивающее познавательную активность, творческую самостоятельность обучающихся. Основано на поисковых методах, постановке познавательных задач.
Эффективное использование современных образовательных технологий выражается в высоком качестве организации образовательного процесса. Но перед внедрением их в свою педагогическую практику я изучила теоретический и практический опыт психологов, ученых и педагогов (Божович Л.И., Выготского Л.С., Гальперина Л.Я., Кузьминой Н.В., Левитова Н.Д., Кумекер Л., Митина Л.М., Марковой А.К.).
Опираясь на их разработки и педагогические решения, я создала:
- медиа-видео материалы, презентации к каждому уроку;
- методические разработки уроков, с которыми потом выступала на конкурсах различного уровня;
- контрольно-измерительные материалы (тесты) по преподаваемым предметам.
Итоги работы над методической темой за 2011-2014 годы
1. Результаты качества обученности учащихся.
За данный период наблюдается повышение качества обученности учащихся (% детей, занимающихся на «4» и «5») с отсутствием неуспевающих (данные % - учащиеся всех классов).
Предмет/год |
Музыка |
МХК |
ТМИ |
2011-12 уч.г. |
100% |
Предмет не преподавался |
80% |
2012-13 уч.г. |
100% |
91% |
84% |
2013-14 уч.г. |
100% |
96% |
85% |
2014-2015 уч.г. |
100% |
96% |
86% |
По данным таблицам наблюдается стабильно высокое качество преподавания с положительной динамикой по предметам МХК и ТМИ.
2. Результаты формирования мотивации к активной творческой и научной деятельности учащихся.
В течение 2011-14 учебных годов мотивация детей к предметам музыкально-эстетического цикла значительно выросла. Это проявляется в участии в школьных, районных, городских олимпиадах, где учащиеся показывают отличные знания и умения, занимают призовые места.
В школьном туре олимпиады «Юные интеллектуалы Урала» по МХК принимают участие 90% учащихся, обучающихся по данным предметам. В городском туре ребята становятся победителями и призерами.
Учебный год |
Кол-во участников муниципального этапа олимпиады по МХК |
Результаты муниципального этапа олимпиады по МХК |
2012 – 2013 уч.г. |
13 |
2 победителя 5 призеров |
2013 – 2014 уч.г. |
11 |
2 победителя 3 призера |
2014 – 2015 уч.г. |
11 |
2 победителя 5 призеров |
По результатам муниципального тура учащиеся прошли в региональный тур:
Учебный год |
Кол-во участников регионального этапа олимпиады по МХК |
Результаты регионального этапа олимпиады по МХК |
2013 – 2014 уч.г. |
1 |
участник |
2014 – 2015 уч.г. |
2 |
участник призер |
В 2014-15 уч.г. ученица 9А класса Дудина Анастасия прошла во Всероссийский этап (МХК) и участвует в нем (на настоящий момент) в г. Санкт-Петербурге.
Кроме того мои учащиеся регулярно участвуют в районном туре научно-практической конференции в секции «Искусство» и становятся участниками городского тура.
За последние два года произошло увеличение количества обучающихся, участвующих и занимающих призовые места во всероссийских дистанционных конкурсах.
Конкурсы |
Дата |
Кол-во участников |
Призовые места |
Всероссийский дистанционный конкурс «Призвание» |
Сентябрь 2012 |
1 человек |
лауреат |
Всероссийский дистанционный конкурс «Домисолька» |
Октябрь 2012 |
2 человека |
3 место лауреат |
Всероссийский дистанционный конкурс «Планета музыки» |
Ноябрь 2012 |
4 человека |
3 место Лауреат 2 участника |
Всероссийский дистанционный конкурс «Забытые страницы музыки» |
Декабрь 2012 |
4 человека |
2 лауреата |
Всероссийская дистанционная игра-конкурс « Лабиринтами знаний к тайнам Древней Руси» |
Декабрь 2012 |
1 человек |
участник |
Всероссийский дистанционный конкурс проектов «Новогодняя сказка» |
Декабрь 2012 |
4 человек |
2 лауреата |
Всероссийский конкурс презентаций «Золотая коллекция русской живописи» |
Март 2013 |
1 человек |
3 место
|
Всероссийский конкурс детского творчества антикоррупционной направленности «Если хочешь быть честным – будь им!» |
Март 2013 |
1 человек |
участник |
Всероссийская дистанционная викторина «История Зимних Олимпийских Игр» |
Март 2013 |
1 человек |
1 место |
II Всероссийская дистанционная игра-конкурс «Винни-Пух в стране знаний» |
Март 2013 |
1 человек |
участник |
Всероссийский конкурс детского творчества антикоррупционной направленности «Если хочешь быть честным – будь им!» |
Март 2013 |
1 человек |
участник |
Всероссийская дистанционная викторина « Тайны материков» |
Апрель 2013 |
1 человек |
1 место |
Всероссийский конкурс «Универсал-турнир» |
Апрель 2013 |
2 человека |
Два 2 места |
Всероссийский ежегодный открытый дистанционный конкурс «Ученик года» |
Апрель 2013 |
2 человека |
участники |
Всероссийский конкурс презентаций «Чудеса природы» |
Май 2013 |
3 человека |
2 место Два 3 места |
Всероссийский дистанционный марафон «Секреты человеческого тела» |
Май 2013 |
1 человек |
3 место |
Всероссийский дистанционный марафон «По страницам любимых сказок» |
Май 2013 |
1 человек |
2 место |
IV Всероссийская дистанционная олимпиада по окружающему миру |
Май 2013 |
1 человек |
1 место |
Всероссийский конкурс реферативных работ «Новый горизонт» |
Октябрь 2013 |
1 человек |
лауреат |
Всероссийский дистанционный конкурс «Мифологические существа» |
Ноябрь 2013 |
3 человека |
2 место Два лауреата |
Всероссийский дистанционный конкурс «Волшебный мир музыки» |
Декабрь 2013 |
6 человек |
Пять 1 мест 2 место |
Всероссийская викторина по истории искусств (2 этап, 3 этап, 4 этап) |
Октябрь 2013, Март 2014 |
2 человека |
Два 2 места 3 место участник |
Всероссийская дистанционная игра-конкурс «Новогодние приключения Маши в Стране Знаний» |
Январь 2013 Январь 2014 |
2 человек |
2 место 3 место |
Всероссийский дистанционный конкурс "Музыка и спорт" |
Апрель 2014 |
3 человека |
Два 1 места 2 место |
Всероссийский дистанционный конкурс "Музыка и спорт" |
Апрель 2014 |
3 человека |
Два 1 места 2 место |
Всероссийский дистанционный конкурс «Таланты России» |
Октябрь 2014 |
1 человек |
1 место |
Всероссийский дистанционный конкурс «История искусств» |
Октябрь 2014 |
1 человек |
участник |
Всероссийский дистанционный конкурс «В мире прекрасного» |
Ноябрь 2014 |
1 человек |
1 место |
Всероссийский дистанционный конкурс «Лабиринты знаний: сквозь поиски к истине» |
Декабрь 2014 |
2 человека |
Два 1 места
|
Всероссийский марафон «Мифы и легенды Древней Греции и Древнего Рима» |
Декабрь 2014 |
6 человек |
Два 1 места 2 место |
Итого: за 2012-2015 год 30 участий школьников во всероссийских конкурсах.
Сканированные копии грамот учащихся размещены на моём сайте http://klassika.ucoz.ru/ во вкладке «Портфолио» - «Достижения детей».
3. Результаты методической деятельности.
Методическую деятельность реализую через проведение:
- мастер-классов:
- Семинар для инновационно-активных школ Уральского региона «Организация и содержание работы школы с художественно-одаренными детьми» - мастер-класс и открытый урок «Игровые технологии в развитии музыкально-одаренных детей», 27.11.2013;
- Мастер-класс «Игровая технология обучения» для педагогов МАОУ СОШ № 32, октябрь 2012;
- открытых уроков для учителей и родителей обучающихся (ежегодно по 3-4 урока в апреле месяце во время методической недели);
- работу в школьном и районном методическом объединениях учителей музыки и МХК;
- участие в конференциях и семинарах:
- III Международная Научно- практическая конференции «Педагогическое мастерство и педагогические технологии», январь 2015г.;
- I Международной научно-практической конференции «Методика и практика преподавания в XXI веке» (г. Варна, Республика Болгария, март 2015);
- Всероссийская научно-практической конференции Института музыкального и художественного образования УрГПУ 23-25 апреля 2012г. Общее и дополнительное художественное образование: проблемы и перспективы развития;
- Семинар для инновационно-активных школ Уральского региона «Организация и содержание работы школы с художественно-одаренными детьми» - мастер-класс «Игровые технологии в развитии музыкально-одаренных детей», 27.11.2013;
- III городская отчетная конференция «Инновации в обучении и воспитании как основа повышения качества общего образования», 28.02.2013г
- Городской научно-методический семинар «Обновление содержания практики студентов-бакалавров в рамках новых ФГОС: проблемы и возможности», январь 2015г.
Итого: 6 участий в конференциях и семинарах различного уровня за 2012-15 годы.
- публикации:
- Журнал "Эксперимент и инновации в школе" 2013/4.
Мастер-класс "Образ матери - великая сила искусства"
Журнал для учителей, педагогов, воспитателей инновационных школ;
- Материалы всероссийской научно-практической
Конференции Института музыкального и художественного образования УрГПУ 23-25 апреля 2012 г. Общее и дополнительное художественное образование: проблемы и перспективы развития. Статья «Поиск и творчество – основа метода проекта»;
- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ Научно-методический сборник Выпуск IV, Чебоксары, 2015; Центр дистанционных интеллектуальных проектов«INet»;
- Сборник материалов III Международной научно-практической
конференции, 2015; Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс» «Педагогическое мастерство и педагогические технологии»
- Журнал Методические разработки "1001 идея интересного занятия с детьми" сезон 2012/13; мастер-класс;
- Материалы 1-ой Международной Межвузовской научно-практической конференции 29-31 марта 2001 г. г. Екатеринбург. Статья «Игра как средство активизации внимания младших школьников на уроках сольфеджио»;
- Учебно-методическое пособие "Активизация внимания младших школьников на уроках сольфеджио" Екатеринбург;
- Различные публикации в сети Интернет:
- «Центр психолого-педагогических технологий «Со-творение», Сайт международных творческих конкурсов для педагогов: «Я люблю тебя, милый город», 12.05.2012г.;
- «Центр психолого-педагогических технологий «Со-творение», Сайт международных творческих конкурсов для педагогов: «Образ матери – великая сила искусства», 07.04.2014г.;
- «Ассоциация творческих педагогов России», Материалы Всероссийского интернет - конкурса педагогического творчества, 27.05.2013г.;
- Всероссийский интернет педсовет. Материалы конкурса 1001 идея интересного мероприятия с детьми, 25.02.2013г…
Итого: 7 печатных публикаций и более десяти публикаций в сети Интернет.
- Для повышения своего педагогического мастерства регулярно изучаю литературу, касающуюся предмета «Искусство», пополняю свои знания о современных образовательных технологиях. Активно использую информационные технологии, являюсь разработчиком сайта http://klassika.ucoz.ru/.
- обучаюсь на курсах повышения квалификации. В течение 2012-2014/15 лет было пройдено двенадцать курсов (всего 900 часов):
- МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», «Ресурсы развития современного урока», «Технологизация учебного процесса на основе личностно-ориентированной педагогики и конструктивизма», 72 часа (№9/08) и (№13/11);
- МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», «Обобщенная модель эффективной образовательной деятельности школы как научная основа практической реализации целей компетентностного подхода в образовании», 72 часа (№245);
- ФГБОУ ВПО УрГПУ, «ФГОС в системе художественного образования начальной и основной школы»,108 часов;
- МБУ ИМЦ «Екатеринбургский Дом Учителя», «Основы видеомонтажа на ПК», 36 часов; Институт дистанционного обучения «ИНТУИТ», г. Москва, Национальный Открытый Университет, «Microsoft Word 2007: полное руководство», 72 часа;
- Институт дистанционного обучения «ИНТУИТ», г. Москва, Национальный Открытый Университет, «Microsoft Excel 2007», 72 часа;
- Институт дистанционного обучения «ИНТУИТ», г. Москва, Национальный Открытый Университет, «Эффективная работа преподавателя», 72 часа;
- Институт дистанционного обучения «ИНТУИТ», г. Москва, Национальный Открытый Университет, «Психология и педагогика», 72 часа;
- Институт дистанционного обучения «ИНТУИТ», г. Москва, Национальный Открытый Университет, «Введение в практическое тестирование», 72 часа;
- Институт дистанционного обучения «ИНТУИТ», г. Москва, Национальный Открытый Университет, «Управление электронным контентом», 72 часа;
- Институт дистанционного обучения «ИНТУИТ», г. Москва, Национальный Открытый Университет, «Основы разработки ЭОР», 72 часа;
- Институт дистанционного обучения «ИНТУИТ», г. Москва, Национальный Открытый Университет, «Всемирная сеть WWW-использование и приложения», 72 часа;
- Институт дистанционного обучения «ИНТУИТ», г. Москва, Национальный Открытый Университет, «Microsoft Power Point 2010», 72 часа/.
За 2012-1-2015 годы отмечена грамотами и благодарственными письмами:
- Почетная грамота Отдела Образования Администрации Чкаловского района за значительные успехи в организации и совершенствовании образовательного процесса, 2012 г.;
- Почетная грамота Екатеринбургской городской думы за организацию праздничного концерта, посвященного 68-ой годовщины Великой победы над фашистской Германией, май 2013г.;
- Почетная грамота Управления образования Администрации города Екатеринбурга за победы учащихся в городском фестивале «Юные интеллектуалы Екатеринбурга – 2013»;
- Благодарность ИМХО г. Екатеринбурга за многолетнее плодотворное сотрудничество, творческие успехи в подготовке квалифицированных специалистов в области музыкального искусства, сентябрь 2013г.
- Диплом лауреата городского конкурса «Учитель года 2014»;
- Диплом победителя в городском конкурсе «Учитель года -2014» в номинации «Лучший Интернет ресурс»
- А также участие в международных и всероссийских дистанционных конкурсах: